Развитие предприятия


Истоки КБ "Южное" восходят к далекому 1951 году, когда по решению Советского правительства строящийся в украинском городе Днепропетровске крупный автомобильный завод был преобразован в завод по производству баллистических ракет.
Еще в 1946 году СССР признал, что работы, проводившиеся в Германии по жидкостным ракетам, имеют большие перспективы и вновь образованному КБ ныне известнейшего Главного конструктора Сергея Королева была поручена разработка первых отечественных ракет.
По окончании разработки и успешных испытаний ракет Р-1 (SS-1), Р-2 (SS-2) и Р-5М (SS-3) встал вопрос об их серийном изготовлении, что и было поручено днепропетровскому заводу, кадры которого пополнили ракетчиками из Москвы и большим отрядом молодых специалистов.
Но энтузиасты конструкторского отдела завода не удовлетворились отведенной им ролью и инициативно разработали и представили военному ведомству проект своей ракеты, выгодно отличавшейся от выпускаемых в то время заводом ракет своими боевыми качествами.
Этими новыми качествами были: высококипящие компоненты топлива, позволявшие длительное нахождение ракеты в заправленном состоянии, полностью автономная помехозащищенная система управления и стратегическая дальность стрельбы.
Проект был признан обоснованным, и для его реализации на территории завода в 1954 году было образовано самостоятельное конструкторское бюро, которое возглавил талантливый организатор и выдающийся ученый Михаил Янгель.
С тех пор более сорока лет одно из самых продуктивных в стране ракетно-космическое КБ "Южное" и мощнейший завод "Южмаш" определяют мировой уровень многих направлений и достижений в ракетно-космической науке и технике.
Разработка новой ракеты завершилась триумфально и ракета Р-12 (SS-4) стала самой массовой и основной ракетой средней дальности в только что созданных Ракетных войсках стратегического назначения.
Вдохновленные первым успехом КБ и завод в кратчайшие сроки создали ракету Р-14 (SS-5) с максимальной для среднего диапазона дальностью стрельбы и первую советскую межконтинентальную ракету Р-16 (SS-7) на высококипящем топливе.
Размещение этих ракет в шахтных пусковых установках существенно уменьшало уязвимость стартовых позиций и создавало эффект сдерживания для потенциальных агрессоров.
Успехи КБ "Южное" были столь впечатляющими благодаря дружной, слаженной работе с коллективом "Южмаша", руководимого Л.Смирновым, а затем А.Макаровым, и разработчиками основных систем ракетных комплексов, возглавляемых главными конструкторами: В.Глушко, Н.Пилюгиным, В.Кузнецовым, Б.Коноплевым, В. Барминым, В.Арефьевым, Е.Рудяком.
Последующие разработки укрепили авторитет и значение КБ и завода как головных предприятий страны по созданию ракетных комплексов. Этапными событиями стали:

- разработка ракеты SS-9 в баллистическом варианте с самой мощной в мире головной частью и первой в СССР разделяющейся головной частью, а также в глобальном варианте с орбитальной головной частью, обладающей неограниченной дальностью стрельбы по любому азимуту и поражающей цель в любой точке земного шара;
- создание ракет SS-17 и SS-18 с разделяющимися головными частями, обеспечивающими индивидуальное наведение каждой боеголовки на свою цель, выбрасываемыми (до запуска двигателей) пороховыми газами из пускового контейнера, находящегося в сверхзащищенной шахте;
- ампулизация ракет SS-9, SS-17 и SS-18, обеспечившая их нахождение в пусковой установке в заправленном жидким топливом состоянии в течение всего срока эксплуатации (до 15 лет);
- оснащение ракет средствами преодоления современных им систем противоракетной обороны и придание ракете SS-18 качества стойкости к поражающему воздействию высотных и наземных ядерных взрывов, а следовательно неотвратимость ответного удара.

Появление этих ракетных комплексов обеспечило стратегический паритет в период "холодной войны" и привело мировые державы к необходимости ограничения, а затем и сокращения стратегических ядерных средств вооружения.
Начиная с 70-х годов, КБ "Южное" и "Южмаш", в состав которого входит Павлоградский механический завод, стали добиваться существенных успехов в создании твердотопливных двигателей и ракет. Результатом этого явилась разработка двигателей первой ступени для первой подвижной межконтинентальной ракеты SSX-26 и ракеты морского базирования SSN-20, изготовление самого мощного в стране твердотопливного двигателя с тягой 300 тс и создание высокоэффективной твердотопливной трехступенчатой ракеты SS-24 шахтного и впервые в мире железнодорожного базирования.
Еще начиная с конца 50-х годов КБ "Южное" приступило к разработке космических ракет-носителей, используя в качестве их первых ступеней свои боевые ракеты. Так на базе ракеты SS-4 был создан носитель SL-7 "Космос", на котором начала реализовываться обширная программа научных исследований околоземного пространства с одноименным названием. Эта ракета эксплуатировалась до 1977 года и вывела на орбиту 150 спутников различного назначения. Ракета SS-5 послужила основой для носителя SL-8 "Интеркосмос", имеющего на своем счету более 400 пусков, и до настоящего времени используемого для запуска спутников с полигона Капустин-Яр и Плесецк.
Ракета SS-9 стала прародительницей двух модификаций носителя "Циклон": "Циклон-2" (SL-10/11) - аналога глобального варианта этой ракеты, запускаемого с Байконура и "Циклон-3" (SL-14) - трехступенчатого носителя со стартовой позицией в Плесецке. Ракеты-носители "Циклон" отличается полной автоматизацией весьма короткого цикла предстартовой подготовки, высокой надежностью.
В последние годы КБ "Южное" и "Южмаш" создали самый совершенный в мировой ракетно-космической технике по конструктивному исполнению и автоматизации подготовки к пуску комплекс "Зенит", обладающий экологической чистотой, высокими энергетическими возможностями и имеющий перспективу дальнейшего развития и совершенствования.
Первая ступень ракеты "Зенит" снабжена самым мощным в мире двигателем с тягой 740 тонн и использовалась в качестве блоков первой ступени ракеты-носителя комплекса "Энергия-Буран".
Днепропетровск славится не только боевыми и космическими ракетами. Впервые в СССР изготовление спутников было поставлено на поток на "Южмаше". Это стало возможным благодаря тому, что конструкторы КБ "Южное" положили в основу принцип предельной унификации конструкций обслуживающих систем, использование единого корпуса, общей схемы управления бортовой аппаратуры, единой системы энергопитания.
Вначале это было осуществлено для серии малых унифицированных спутников для ракеты "Космос", а к концу 70-х годов были созданы автоматизированные универсальные орбитальные станции в модификациях с ориентацией на Землю и на Солнце, с активным сроком существования до нескольких лет.
Конструкторами КБ "Южное" разработано 67 типов космических аппаратов и 12 космических комплексов, а всего в содружестве с "Южмашем" было изготовлено и выведено на орбиту более 400 космических аппаратов, выполнявших астрофизические исследования, глобальное исследование и дистанционное зондирование мирового океана, решение задач в интересах обороны страны.
Днепропетровцы явились инициаторами создания и реализации международной космической программы "Интеркосмос". Из 25 спутников "Интеркосмос" 22 разработаны в КБ "Южное".
Особенно продуктивное сотрудничество специалистов осуществлялось с французскими (проекты "Аркад", спутник "Ореол") и индийскими (спутники "Ариабата", "Бхаскара") учеными. Уже много лет продолжаются регулярные контакты с немецкими и чешскими специалистами по увязке и размещению их научной аппаратуры на украинских спутниках.
Плодотворная деятельность КБ "Южное" в сфере изучения природных явлений началась с создания оригинального спутника с аэрогироскопической системой ориентации ("Космическая стрела"), предназначенного для оптического зондирования атмосферы с целью определения ее строения и состояния в интересах совершенствования методов прогноза погоды. Затем последовала совместная с московским ВНИИЭМ разработка метеорологического спутника "Метеор", первые серийные образцы которого изготавливались "Южмашем" и легли в основу создания в СССР космической метеорологической системы.
По инициативе КБ "Южное" в стране развилось новое перспективное направление работ по созданию средств для дистанционного зондирования и исследования Мирового океана из космоса. Мировой общественности известна ценная информация по ледовой обстановке в Арктическом и Антарктическом бассейнах, полученная со спутников типа "Океан", и способствующая освобождению судов из ледового плена. Сейчас аппараты этого типа приняты в постоянную эксплуатацию с перспективой расширения их функций на исследование природных ресурсов Земли.



Комментариев нет:

Отправить комментарий